Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход| RSSВоскресенье, 19.05.2024, 10:45

Персональный сайт учителя Логуновой Ирины Викторовны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника в процессе проектно-исследовательской деятельности
В настоящее время МОУ СОШ №2 ставит перед собой цели воспитания у учащихся гражданско-патриотического сознания, уважения к правам и свободам человека, становление и развитие качеств личности ребёнка на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностные отношения ко всему окружающему, а также воспитание любви к природе, Родине, семье. Поэтому интерес к своей малой родине, природе, её историческому и культурному наследию возрастает.
Вот почему в процессе обучения решила использовать проектно-исследовательскую технологию не только с целью выявления развития одарённости учащихся, но и с целью комплексного изучения родного края в различных аспектах: природно-географическом, историческом и культурном. Тема проекта:
«Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!»

Данная исследовательская деятельность помогла мне выявить и развивать в дальнейшем интеллектуальную, творческую, волевую, нравственную, эмоциональную и другие сферы учащихся. Разделившись на группы по несколько человек, маленькие «исследователи» работали с огромным энтузиазмом и неподдельным интересом. Каждый четвероклассник получил возможность проявить свои способности. Слабоуспевающим учащимся нашлось в группе посильное задание, которое они выполняли с интересом и в срок. Чаще всего ребята выбирали задание по желанию, поэтому в данных случаях положительный результат был предсказуем.
Самые стеснительные дети научились справляться с волнением во время выступления перед одноклассниками, потому что им уж очень хотелось поделиться собственным выводом или маленьким открытием.
Ребята учились ясно и чётко выражать свои мысли, старались, не стесняясь, высказывать собственное мнение и отстаивать его. Младшие школьники научились находить материал для исследовательской работы не только в библиотеках, но и в краеведческом музее, на предприятиях города, в различных учебных заведениях и даже в сети Интернет (с помощью родителей). Ученики приобрели умение работать с художественной, исторической и справочной литературой, с экспонатами краеведческого и школьного музея.
Задания для маленьких исследователей предлагались с учётом их психофизиологических и возрастных особенностей и пожеланий самих учащихся. Известно, что младшие школьники мыслят конкретно, а также успешнее познают и запоминают, когда начертят, нарисуют или изготовят что-либо своими руками. Поэтому, на любимых уроках технологии и ИЗО дети проявили наивысшую творческую активность. Во время изготовления макета города-крепости Острогожска, каждый ученик внёс свою посильную лепту в эту работу. Одна группа «сооружала» стены крепости; другая -«строила» башни; третья - «возводила» храм; четвёртая - «строила» жилые дома; пятая - «озеленяла» улицы древнего града. Шестая группа, состоявшая из родителей и учителя, направляла и корректировала деятельность маленьких строителей.
Ученики с большим интересом заглянули в далёкое прошлое родного края, изучили историю названий улиц города, «окунулись» в воды реки Тихая Сосна. Каково же было удивление не только учеников, но и родителей
учителей нашей школы, когда дети сообщили о массе рыбы, выловленной в
нашей реке в 1924 году. Вот запись о том осётре в книге рекордов Гиннеса: «Самую ценную рыбу выловили в России - 80 лег назад в реке Тихая Сосна. Это был осётр весом 1.227 кг. Находившиеся в его утробе 245 кг первоклассной икры стоили бы сегодня 289 тысяч долларов». Приятно удивлённая результатом исследований о давно знакомой и родной речке, Цукарева Маша написала свои первые в жизни стихи:
Люблю я летом загорать,
Купаться, плавать и нырять.
На речке с мамой и отцом
Прекрасно время проведём.
Лишь только утро настаёт;
Берём Натуську - и в поход.
(Натуська- сестра Маши)
С собой захватим бадминтон,
На пляже пригодится он.
А речка — Тихая Сосна.
Мне очень нравится она.

В творческих сочинениях ребята размышляли о настоящем и мечтали, о будущем родного края, а иногда и нас, взрослых, заставляли задуматься о смысле жизни.
Посещая живописные уголки нашего города, мы старались не только любоваться первозданной красотой этих мест, но и учились замечать особенности флоры и фауны родного края. Ребята умеют теперь «расслышать листика шуршанье» и восхищаться падающими на ладошку неповторимыми снежинками. На природе дети были наиболее раскрепощёнными, они с удовольствием играли, исполняли песни и частушки нашего края, вспоминали пословицы, прибаутки, небылицы, о которых ребятам поведали сельские жители Острогожского района.
Живой интерес школьников вызвало знакомство с памятниками истории, архитектуры, литературы и искусства.
Незаметно для самих учащихся, у детей постепенно сформировался неподдельный интерес к изучению истории, природы и культуры родного края, любовь к нему, сформировалось чувство патриотизма, гордости за великие достижения своих предков-земляков.
Применение технологии проекта уже на первых его этапах показало, что детям нравится этот вид деятельности. Они испытывали удовольствие от работы в парах и группах, старались выполнить задание качественно и в срок, проявляли ответственность за порученное дело. Ученики научились сообща находить материал, вместе исследовать, спорить, обрабатывать информацию, а на заключительном этапе ещё и быть в роли докладчика.
Наиболее важное достижение ПИТ – считаю, отсутствие «слабых», «сильных» и равнодушных участников проекта, потому что все получают возможность проявить себя.

Литература:
1. Е.В.Смолкина. «Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве», жур. «Начальная школа», №2, 2007г.
2. «Гуманизация образовательного процесса в системе «Дошкольное образовательное учреждение – начальная школа – средняя школа», Воронеж 2006.






Категория: Мои статьи | Добавил: Logunova (13.06.2010)
Просмотров: 2312 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz